Главная » Статьи » Мои статьи |
Культуры общения – проблема нравственная. В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Передовая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времён, традиции и дух народа. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса. В.А. Сухомлинский говорил, что «речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры». В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился, и мыслить, и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.
Всякий раз, когда мы обращаемся к вопросам культуры общения, невольно возникает вопрос: этикет и культура общения – это одно и то же или нет, как они связаны между собой? Отвечая на него можно сказать, что этикет – это ядро, центр культуры общения, он организует и регламентирует общение по своим законам и правилам. Само понятие «культура общения» значительно более ёмкое понятие, чем «этикет». Этикет представляет собой образец, идеал коммуникативного поведения, а культура общения – его реальность со всеми положительными и отрицательными проявлениями. Поэтому, строго говоря, некультурного общения нет, и не может быть. Есть лишь антиэтикетное и этикетное общение.
1. Окружающая среда: семья, улица. Дети очень способны к подражанию, особенно имеет влияние семья. Ведь в семье ребёнок проводит почти всё своё время, видя отношения в семье, культуру общения - ребёнок всё воспринимает и берёт для себя как пример. На улице дети пытаются копировать других детей, особенно старших, потому что они тем самым хотят быть похожими на них, хотят с ними дружить и хотят, чтобы они с ними дружили. Но, как правило, ничего хорошего от копирования других детей не будет. 2. Отсутствие речевого этикета у взрослых. Взрослые часто применяют жаргонные слова, несмотря на то, что рядом дети, дети же всё впитывают и потом сами начинают употреблять грубые слова, а взрослые изумляются, и откуда же они это всё знают, не подозревая о том, что сами научили этому ребёнка. 3. Отсутствие единства требований и речевого этикета у разных членов семьи; между семьёй и дошкольным образовательным учреждением. Семья и дошкольное образовательное учреждение должны действовать сообща, должны поддерживать друг друга во всём. Но часто семья не соглашается и не хочет принимать во внимание просьбу воспитателя, и делают всё по-своему, а в основном совсем ничего не делают. В результате пожимают плоды своего воспитания. 4. Педагогическая запущенность. 5. Недостаточность словарного запаса, его бедность.
1. На занятиях по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой - мы пересказывали рассказы Толстого «Косточка», Нищевой «Мамина чашка», «Птичья елка», С. Михалкова «Как друзья познаются», А. Борто «Медвежонок-невежа», был пересказ с элементами драматизации «Три медведя». Составляли рассказы по серии сюжетных картин «Как Маша и Саша воробья спасали», «Как щенок нашел друзей», «Скворцы прилетели» Были прочитаны такие произведения как Н. Носова «Огурцы», В. Сутеева «Под грибом», сказки «Серая шейка» , «Кот – ворюга» , В Осеевой «На катке»,С. Я. Маршака «Урок вежливости»,Сергея Михалкова «Про мимозу», Агнии Барто «Девочка-рёвушка» 2. В повседневной жизни знакомимся с правилами поведения - пользуйся словами вежливого обращения: "Пожалуйста", "Здравствуйте", "Спасибо", "До свидания"; на улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко, веди себя сдержанно, не требуй к себе особого внимания; везде и всегда бережно относись к вещам и игрушкам. 3. Проводятся дидактические игры: «Шкатулка добрых слов», «Так бывает или нет?», «У меня зазвонил телефон», «Можно и нельзя», «Правила чистюли», «Поищем и найдём добрые слова», «Тихо – громко», «Наоборот», «Можно и нельзя», «Достань из корзинки волшебное слово»; «Угадай эмоцию, выраженную мимикой», (карточки с изображением различных эмоций, (грусти, отвращения, заинтересованности, злости, удивления, удовольствия, гордости и др.), «Оживи картинку». В уголке природы присутствуют модели «экологического светофора» и «цветика - семицветика», с помощью которых детей знакомят с правилами поведения в природе. и т.д. 4. В уголке художественно-речевой деятельности есть картотека книг о культуре поведения: В. Осеева «Волшебное слово», Л. Воронкова «Что сказала бы мама», К. Чуковского «Федорино горе», К. Ушинского «Сила не право», Людмилы Васильевой-Гангус "Азбука вежливости" , В. Маяковского "Что такое хорошо, что такое плохо» и др. после прочтения этих произведений проводим литературный анализ текста для того чтобы помочь ребятам понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков. Знакомимся и анализируем с пословицами и поговорками: - Чужим умом умней, не станешь. - Не бросай слова на ветер. - Нет друга, так ищи, а нашел – береги. - Выстрелив, пулю не схватишь, слово, сказав – не воротишь. - Доброе словечко в жемчуге. - От одного слова да навек ссора. - Доброе слово человеку, что дождь в засуху. - Лучшее лекарство - всегда говорить правду. - Слово не воробей; вылетит не поймаешь. - Рана, нанесённая словом, тяжелее, чем рана от стрелы. - Язык без костей. - Язык мой - враг мой
5. Проводятся этические беседы: "Урок вежливости", "О дружбе", "С чего начинается дружба", «За что бы я сегодня себя похвалил», «Несколько вредных советов», «Как стать волшебником?», «Слово лечит, слово ранит», «Чем порадовать маму», « Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок» 6. Рассматриваем иллюстраций из серии демонстрационных материалов «Я и мое поведение», фотографии и сюжетные картинки с проблемными ситуациями. С целью наблюдения за умением детей вести себя в окружающей обстановке и определения уровня культурного поведения, знания правил речевого этикета, умения общаться со знакомыми и незнакомыми людьми и применения своих знаний в реальной жизни, обыгрываем различные педагогические ситуации. 7. Дети играют сюжетно-ролевые игры с помощью которых учатся правильно общаться, правильно вести себя это «Больница», «Дочки- Матери», «День рожденье», «Парикмахерская», различные «Путешествия». В групповой комнате планируем оформить «Уголок настроения». Заключение: Общение играет, огромное значение в развитии личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в нем формируются духовные потребности и эстетические чувства, складывается характер. Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой, если необходимо, то уступать и ждать, делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т. д. Культура общения детей дошкольного возраста, прививается, прежде всего, в семье, между семьёй и дошкольным образовательным учреждением должно быть единство требований к речевому этикету. | |
Просмотров: 455 | |
Всего комментариев: 0 | |