Главная » Статьи » Мои статьи

Консультация для педагогов.

Культуры  общения  – проблема нравственная.

В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость.

 Передовая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времён, традиции и дух народа. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса.

В.А. Сухомлинский говорил, что «речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры». В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился, и мыслить, и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.

  1. Какие же наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?
  • Вежливость. Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. "Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим.
  • Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
  • Предупредительность - Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
  • Скромность - Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.
  • Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим это непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость и резкость.

 

Всякий раз, когда мы обращаемся к вопросам культуры общения, невольно возникает вопрос: этикет и культура общения – это одно и то же или нет, как они связаны между собой? Отвечая на него можно сказать, что этикет – это ядро, центр культуры общения, он организует и регламентирует общение по своим законам и правилам.

Само понятие «культура общения» значительно более ёмкое понятие, чем «этикет». Этикет представляет собой образец, идеал коммуникативного поведения, а культура общения – его реальность со всеми положительными и отрицательными проявлениями. Поэтому, строго говоря, некультурного общения нет, и не может быть. Есть лишь антиэтикетное и этикетное общение.

  1. Факторы, влияющие на культуру речевого этикета.

1. Окружающая среда: семья, улица.

Дети очень способны к подражанию, особенно имеет влияние семья. Ведь в семье ребёнок проводит почти всё своё время, видя отношения в семье, культуру общения - ребёнок всё воспринимает и берёт для себя как пример.

На улице дети пытаются копировать других детей, особенно старших, потому что они тем самым хотят быть похожими на них, хотят с ними дружить и хотят, чтобы они с ними дружили. Но, как правило, ничего хорошего от копирования других детей не будет.

2. Отсутствие речевого этикета у взрослых.

Взрослые часто применяют жаргонные слова, несмотря на то, что рядом дети,  дети же всё впитывают и потом сами начинают употреблять грубые слова, а взрослые изумляются, и откуда же они это всё знают, не подозревая о том, что сами научили этому ребёнка.

3. Отсутствие единства требований и речевого этикета у разных членов семьи; между семьёй и дошкольным образовательным учреждением.

Семья и дошкольное образовательное учреждение должны действовать сообща, должны поддерживать друг друга во всём. Но часто семья не соглашается и не хочет принимать во внимание просьбу воспитателя, и делают всё по-своему, а в основном совсем ничего не делают. В результате пожимают плоды своего воспитания.

4. Педагогическая запущенность.

5. Недостаточность словарного запаса, его бедность.

  1. Методы и приёмы развития речевого этикета:

1. На занятиях по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой  - мы пересказывали  рассказы Толстого «Косточка», Нищевой «Мамина чашка», «Птичья елка», С. Михалкова «Как друзья познаются»,

А. Борто «Медвежонок-невежа», был пересказ с элементами драматизации «Три медведя». Составляли рассказы по серии сюжетных картин «Как Маша и Саша воробья спасали»,  «Как щенок нашел друзей», «Скворцы прилетели»

Были прочитаны такие произведения как Н. Носова «Огурцы», В. Сутеева  «Под грибом», сказки «Серая шейка» , «Кот – ворюга» , В Осеевой «На катке»,С. Я. Маршака «Урок вежливости»,Сергея  Михалкова «Про мимозу»,

Агнии Барто «Девочка-рёвушка»

2. В повседневной жизни знакомимся с правилами поведения  - пользуйся словами вежливого обращения: "Пожалуйста", "Здравствуйте", "Спасибо", "До свидания"; на улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко, веди себя сдержанно, не требуй к себе особого внимания; везде и всегда бережно относись к вещам и игрушкам.

3. Проводятся  дидактические  игры: «Шкатулка добрых слов», «Так бывает или нет?», «У меня зазвонил телефон», «Можно и нельзя», «Правила чистюли», «Поищем и найдём добрые слова», «Тихо – громко», «Наоборот», «Можно и нельзя», «Достань из корзинки волшебное слово»; «Угадай эмоцию, выраженную мимикой», (карточки с изображением различных эмоций, (грусти, отвращения, заинтересованности, злости, удивления, удовольствия, гордости и др.), «Оживи картинку».  В уголке природы присутствуют модели «экологического светофора» и «цветика - семицветика», с помощью которых детей знакомят с правилами поведения в природе. и т.д.

4. В уголке художественно-речевой деятельности есть картотека книг о культуре поведения:  В. Осеева «Волшебное слово», Л. Воронкова  «Что сказала бы мама»,  К. Чуковского «Федорино горе»,  К. Ушинского «Сила не право»,  Людмилы Васильевой-Гангус "Азбука вежливости" , В. Маяковского "Что такое хорошо, что такое плохо» и др. после прочтения этих произведений проводим литературный анализ текста для того чтобы помочь ребятам понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.

Знакомимся и  анализируем с пословицами и поговорками:

 - Чужим умом умней, не станешь.

- Не бросай слова на ветер.

-  Нет друга, так ищи, а нашел – береги.

- Выстрелив, пулю не схватишь, слово, сказав – не воротишь.

- Доброе словечко в жемчуге.

- От одного слова да навек ссора.

- Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

- Лучшее лекарство - всегда говорить правду.

- Слово не воробей; вылетит не поймаешь.

- Рана, нанесённая словом, тяжелее, чем рана от стрелы.

- Язык без костей.

- Язык мой - враг мой

 

5. Проводятся  этические  беседы:  "Урок вежливости", "О дружбе", "С чего начинается дружба", «За что бы я сегодня себя похвалил», «Несколько вредных советов», «Как стать волшебником?», «Слово лечит, слово ранит», «Чем порадовать маму», « Сказка ложь,  да в ней намек добрым молодцам урок»

6. Рассматриваем  иллюстраций из серии демонстрационных материалов «Я и мое поведение», фотографии и сюжетные картинки с проблемными ситуациями.

С целью наблюдения за умением детей вести себя в окружающей обстановке и определения уровня культурного поведения, знания правил речевого этикета,   умения общаться со знакомыми и незнакомыми людьми и применения своих знаний в реальной жизни, обыгрываем различные педагогические ситуации.

7. Дети играют сюжетно-ролевые игры с помощью которых учатся правильно общаться, правильно вести себя это «Больница», «Дочки- Матери», «День рожденье», «Парикмахерская», различные  «Путешествия».

В групповой комнате планируем оформить «Уголок настроения».

Заключение:

Общение играет, огромное значение в развитии личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в нем формируются духовные потребности и эстетические чувства, складывается характер.

Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой, если необходимо, то уступать и ждать, делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т. д.

Культура общения детей дошкольного возраста, прививается, прежде всего, в семье, между семьёй и дошкольным образовательным учреждением должно быть единство требований к речевому этикету.

Категория: Мои статьи | Добавил: rfnthbyfcrhbgybr9 (17.01.2015)
Просмотров: 455 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar