Информационная карта передового педагогического опыта

1.Ф.И.О. автора Скрипник Екатерина Николаевна

2.Город (район) х.Коржевский, Славянский район

3.Образовательное учреждение Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад комбинированного вида №31

4.Занимаемая должность  воспитатель

5.Педагогический стаж  и квалификационная категория 28 год, высшая квалификационная категория

6.Тема педагогического опыта «Организация предметно-развивающей  среды в системе экологического воспитания старших дошкольников».

7. Степень новизны педагогического опыта заключается, в построении предметно - развивающей среды группы, предполагающей взаимосвязь познавательной, исследовательской, изобразительной, игровой, театральной деятельности, а так же в  разработке собственных конспектов непосредственно образовательной деятельности детей с использованием информационно - коммуникационных технологий.

8. Цель педагогического опыта: - формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

 9. Краткое описание опыта. В опыте представлен  перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с птицами по произведениям В. Бианки; комплекс дидактических игр экологического содержания; комплекс интегрированных НОД; консультации для родителей и педагогов.

Целостное описание опыта

 

  1. Скрипник Екатерина Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №31, педагогический стаж 28 лет.

 

2. Тема педагогического опыта:  «Организация предметно-развивающей  среды в системе экологического воспитания старших дошкольников».

3. Условие возникновения, становление опыта: Один ребенок сказал: «Экология – это когда люди улыбаются…» А если так, то подарить людям улыбку – это значит увеличить в окружающем нас мире количество добра, снять с души что-то тревожное или злое, сделать еще один шажок к гармонии всего живого на земле.

    Так, у меня  появилась идея исследовать проблему экологического воспитания и образования в детском саду, разработать и создать такую экосреду в группе, в которой каждый ребёнок мог бы познавать окружающий мир, учиться самостоятельно, выделять связи и закономерности в природе, наблюдать и активно взаимодействовать с ней, погрузиться с дошкольниками в поисково-исследовательский мир, научиться самой и научить своих ребят видеть красоту и гармонию природы.

4. Актуальность педагогического опыта:

            Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.
Человек и природа: философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством   и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью.
            Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.

            Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены его ценностных ориентиров. Что меняют эти идеи в нашей с вами жизни? Мы должны соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. То есть, с одной стороны, должны быть учтены интересы людей, их желание создать для себя приемлемые условия существования, с другой — человеческие устремления следует ограничить рамками природных законов.

            Чтобы сохранить себя, человек должен сохранять природу, но, чтобы суметь это сделать, он должен развивать и улучшать себя. Взрослым людям, воспитанным на потребительском отношении к природе сейчас очень трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Чтобы реализовать эти принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым мышлением – экологическое воспитание и образование в целом должны быть ориентированы на созидание более совершенного человека, способного жить в гармонии с окружающим миром.

            Надежда — на подрастающее поколение, которое мы должны воспитывать по-новому. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

             "Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу - значит охранять Родину" - так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

5. Научные и методические основы опыта: 

          Психолого-педагогические основы развивающего образования и основы организации развивающей среды, применительно к дошкольной ступени, освещены в трудах отечественных ученых двадцатого столетия: Н.А. Ветлугиной, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. Л. Новоселовой, В. А Петровского, Н. Н. Поддъякова, С. Л. Рубинштейна, Л. П. Стрелковой, Д. Б. Эльконина и др.

           Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Так как, с точки зрения психологии, среда — это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда — это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.

           Предметно - развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

           Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой.

 

6. Новизна опыта состоит в построении предметно - развивающей среды  группы, предполагающей взаимосвязь познавательной, исследовательской, изобразительной, игровой, театральной деятельности;   в  разработке собственных конспектов непосредственно образовательной деятельности детей с использованием информационно - коммуникационных технологий.

          Использование современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности воспитанников и отвечает запросам современного общества, выводит уровень усвоения экологических знаний дошкольниками на более высокий уровень.

Использование модели предметно - развивающей среды с дошкольниками дает возможность интегрированного подхода, предполагающего взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, художественной литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, то  есть  экологизацию различных видов деятельности ребенка.

           Основным фактом, обеспечивающим эффективность  воспитательного процесса, является личностная включённость детей в событийную жизнь. Используя  новые, увлекательные для нового поколения  технологии, можно обеспечить эту включённость.

      Такая  форма организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольников позволяют детям заниматься любимым делом, и одновременно приносит пользу окружающему миру.

7. Формы по реализации поставленных задач:

  • наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;
  • создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;
  • познавательное чтение;
  • экологическая тревога ("Жалобная книга природы");
  • "Уроки доброты";
  • конкурсы, викторины, КВН;
  • продуктивная деятельность.
  • мини лаборатория (опыты и эксперименты);
  • выпуск экологической газеты;
  • инсценировки и театрализации;
  • экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры путешествия;
  • эколого - познавательные праздники и развлечения;
  • участие в экологических акциях.

Методические рекомендации по построению предметно-развивающей среды.

Приступая к  работе по экологическому образованию, я поставила перед собой главную цель - создание для детей благоприятной, комфортной обстановки в группе, сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого ребёнка и интегрированный подход  обучения во всех видах деятельности. Так как это способствует формированию не только  экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.

Основная цель данной педагогической идеи  - формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Для достижения этой цели определены следующие задачи:

  1. Создать условия для формирования элементарных биологических представлений:
  2. Обеспечить условия для развития экологического сознания:
  3. Прививать начальные экологические навыки и умения - поведенческие, познавательные, преобразовательные;
  4. Развивать познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности.

 

Так как одним из важнейших условий экологического образования является организация развивающей предметной среды, дальнейшая моя работа была направлена на её обогащение.

Деятельность ребенка в обогащенной предметной среде обеспечивает подлинное творчество. В центре деятельности всегда стоит задача, поставленная самим ребенком, ситуацией, обстоятельствами или взрослым. Творческое решение этой задачи выводит ребенка за пределы того, что ему известно, формирует новый опыт деятельности и поднимает его на более высокий уровень знания, т.е. создает новый образ мира, а деятельность переходит в самодеятельность, обеспечивая саморазвитие дошкольника.

Хорошая развивающая предметная среда тем и моделирует функциональное развитие деятельности ребенка, что в ней заложена «информация», которая себя сразу не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к ее поиску.

Предметная среда окружает ребёнка и оказывает на него определённое влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть, обеспечивала развитие активной самостоятельной деятельности. Но, чтобы предметный материал, который даётся детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться.

Предметная среда становится развивающей благодаря общению детей с взрослыми в этой среде. От подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок ее освоить в своей деятельности.

            Непосредственно образовательная деятельность детей в рамках поставленных задач - важное средство накопления детьми информации экологического характера и ее осмысления.

Основные типы экологических занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения.

  • НОД первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения, но могут быть познаны через использование ИКТ. Это могут быть мультимедийные презентации с DVD  носителей, развивающие программы для интерактивной доски и др.

Рассказ воспитателя во всех вариантах занятий этого типа приобретает первостепенное значение в экологическом воспитании. От слова воспитателя, его вопросов, пояснений, их системы и последовательности, зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядностью, зависит понимание связи событий, связи объектов. Продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятий, обеспечивает успешный результат обучения.

  • НОД Углубленно-познавательного типа. Она направлена на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Они посвящены ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и природы, с приспособленностью животных к среде обитания, (с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов).   

Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы, все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.

  • НОД обобщающего типа. При организации такой деятельности воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков существенных и характерных  для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.

НОД обобщающего типа базируются на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе. На протяжении ряда лет дети наблюдают, как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва.

НОД обобщающего типа позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

  • НОД интегрированного типа. Интегрированная деятельность в рамках одной темы решает задачи различных образовательных областей. Этот вид НОД является ведущим принципом организации детской деятельности, обозначенным федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (приказ МО РФ № 655 от 23. 11. 2009 г.).

Переход от фронтальных занятий со всей группой детей к индивидуальной работе или работе  по подгруппам, обеспечивает индивидуально-ориентированный стиль взаимодействия с учетом интересов и потребностей воспитанников. Свою подготовку к занятиям я начинаю  с поиска новых, в том числе и нетрадиционных форм организации детей.

       Детям очень нравится использование интерактивной доски. Такие занятия  эффективны и более результативны, чем традиционные. Картины, слайды, видеофильмы  оказывают мне  неоценимую услугу в ознакомлении детей с экосистемами, недоступными для непосредственного их восприятия, - морем, пустыней, Арктикой. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями расширяют кругозор детей, формируют новые образы о природе. Во время таких занятия дети являются не только пассивными слушателями, но и активно принимают участие в обсуждении сменяющих друг друга слайдов, а также  с помощью дидактических игр имеют возможность развивать логическое мышление,  память, внимание, закрепить и обобщить ранее полученные знания из повседневной жизни.

Создание электронных презентаций – это увлекательный творческий процесс, который обогащает «профессиональную палитру» педагога. А главное преимущество ─ повышение качества знаний воспитанников. Поэтому я стараюсь максимально, использовать именно их.

            При организации НОД экологического  цикла, я стараюсь следовать принципу природосообразности, акцентируя внимание детей на том, что  природа  всегда остаётся самым первым и мудрым учителем человека. Человек и природа очень тесно взаимосвязаны между собой,  все великие открытия и изобретения связаны с природой или её явлениями, поэтому её нужно беречь и любить, быть наблюдательными и изучать её.

При организации экологически ориентированной деятельности я использую следующие ввивающие среды.

  • Экологическая библиотека.

            В НОД  я часто использую художественную литературу. Прежде всего, литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание, радость или восторг. Очень важно донести до детей смысл произведения и  приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота  и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?"

            Для того чтобы отвечать на бесконечные детские  вопросы, надо самому знать об окружающем мире достаточно. И здесь нам как нельзя, кстати, помогут произведения  Виталия  Валентиновича Бианки.

             Произведения Виталия Бианки представляют богатый материал, на основе которого можно проводить систематическое знакомство детей с птицами. Я разработала перспективный план знакомства детей старшего дошкольного возраста по произведениям В. Бианки.

            В группе создана экологическая библиотека «Почемучка», в которой находятся ярко иллюстрированные художественные книги о животных, насекомых, цветах и растениях, для обогащения и закрепления представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира с помощью родителей собраны детские энциклопедии, книги познавательного характера  так же совместно с родителями и детьми была создана книга «Мы друзья природы».   По крупицам  собирая интересные рассказы о природе, экологические сказки, стихи, загадки из разных источников я создала книгу «Капитошкины сказки».  Также мной создана «Жалобная книга природы», теперь она является моим хорошим помощником в коррекции поведения детей в природе. В книге насекомые, птицы, рыбы, деревья рассказывают ребятам о той пользе, которую они приносят людям  и не справедливом отношении к ним или наоборот просят о помощи, а мы с ребятами в свою очередь сообща решаем, как быть, что нужно сделать, чем можем помочь.

                  Игры.

            Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства.

Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания.

Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы, развиваются интеллектуальные умения. Игры с природоведческим материалом имеют воспитательно-образовательное значение, если их организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования.

Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях, окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления, проявляемого в дидактических играх, является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний.

Задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной.

  • Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач, т. д.
  • Игры-поручения по содержанию проще, и продолжительность – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесными поручения.
  • Игры-предположения («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга, развивается логическое мышление.
  • Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
  • Игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Познавательный материал для этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Игра в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей.

В своей практике я  часто прибегаю к помощи сказочных героев - Гриба-лесовика, Незнайки, Буратино и т. д. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например "Грибная полянка", "Осенний лес", "Построй домик животному", "Приготовь лекарство" и т. д.

             Уголок природы – оазис радости и положительных эмоций.    

Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника. Два последних периода чаще всего отводятся под прогулку на участке - они особенно важны для общения детей с природой ближайшего окружения.

В нашей группе организован уголок природы, где на протяжении всего учебного года проводим с детьми ежедневные  наблюдения и уход за комнатными растениями, обитателями  уголка в зимнем соду - декоративными рыбками, черепахами,  сколько радости  и положительных эмоций получают ребята от того что зацвёл красивый цветок или появился первый росток.

В зимний период времени у нас обязательно появляется огород на подоконнике «Витаминка», где ребята высаживают лук,  сеют семена петрушки, горох, а в этом году у нас появилась и «клумба» с цветами.

Создавая и поддерживая экологически необходимых условий для растений,  ребята  учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому растению,  определять, чего ему не хватает в данный момент,  практически выполнять трудовые действия. Детям очень нравится дежурить  в уголке природы - они идут туда с удовольствием, практически нет таких, кто не хотел бы дежурить.  Работа эта продолжается из года в год, и интерес детей к ней не угасает.

         Календарь природы.

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого  непосредственные наблюдения. С помощью наблюдений  окружающего дети  начинают понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.

Огромную роль в экологическом воспитании детей и формировании представлений о временах года, о сезонных изменениях в природе имеет, работа с календарём природы. Регулярные наблюдения детьми сезонных изменений в природе несут огромную смысловую нагрузку, учат сравнивать, сопоставлять различные природные явления, устанавливать их причину. Происходит развитие умственной деятельности детей, изменение восприятия увиденного, появляется устойчивый познавательный интерес к окружающему миру.

В нашей группе  есть календарь природы «Неделька» где мы, систематически отмечаем состояние погоды, проводя ежедневные наблюдения за солнцем,  небом, уточняя характер осадков, наличие ветра или  отсутствие таковых, по одежде определяют степень тепла и холода.   Заполнение календаря природы - еще одно дело  нашей повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Мы с ребятами регулярно фиксируем погоду и состояние живой природы, дети умеют  находить нужные клеточки и обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали.  Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. В календаре природы у нас ещё находится календарь настенный отрывной, детям очень нравится по утрам приходить в детский сад и отрывать листик календаря, а потом выкладывать из цифр дату наступившего дня, а с помощью стрелочки устанавливать  день недели.

           Экологическая тропа.

Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдения  в природе дают дошкольникам ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.

Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

 Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными это не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

         На территории ДОУ имеется экологическая  «Тропинка юных следопытов», с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая её,  мы старались использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Нашелся у нас и старый пень, земля, покрытая мхом,  муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, небольшой фито огород «Лесная аптека»,  с лекарственными растениями:  одуванчики, ромашка, мята, зверобой, подорожник, лопух и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы.

            Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время мы можем посещать разные точки, даже одну точку за прогулку можем посетить несколько раз, например, когда идём на прогулку и когда возвращаемся в группу.  На экологической тропинке мы  проводим не только  наблюдения, но и читаем стихи, отгадываем загадки, проводим  игры или трудовые действия,  свои впечатления от наблюдений,  дети затем выражают на занятиях, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.

            На прогулках  мы знакомимся  с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках мы организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды).  Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме  этого используются разнообразные игровые  упражнения  - " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки- корешки", "Загадки о животных". Игры  на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных по звукам, следам и т. д.  Дети очень любят играть с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", " Разноцветные ленточки", «Воздушными змеями». Через  такие игры  дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
                   

            Лаборатория.

            Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений или труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

Сокровищницей  экспериментов является  наша  мини лаборатория  «Хочу все знать» Дети могут здесь применять знания, полученные на занятиях или наблюдений,  самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал методом проб и ошибок, дети потом рассказывают о том, что делали, и что у них получилось, анализируют свои результаты. Такие опыты  способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения. Специально для работы в лаборатории разработан цикл непосредственно образовательной деятельности.

             Изоэкология.

            В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.    

Такие деятельность дарит детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

            Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем они отражают в своих рисунках, лепке, аппликации. В своих рисунках дети изображают родную природу в разные сезоны, в разную погоду: «Золотая осень», «Поздняя осень», «Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром» , «Расцвели весенние цветы».

            С помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить проблему воспитания и развития творческой личности. Прием  экспериментирования, которые я использую на занятиях, позволяет детям знакомиться с нетрадиционным  способом рисования и материалом, который для этого можно использовать. Это и "живопись пальцем", и рисование пробкой, картошкой, мятой бумагой и тычком, рисование ладошкой,  коллаж (сочетание аппликации и рисования). Дети любят пробовать  и этот творческий процесс их радует.

            Аппликация - один из видов творчества. В аппликации я использую целый набор разноцветных лоскутков и бумаги, картон, фольгу,  фантики, нитки  дети вырезают и наклеивают цветы, составляют декоративные композиции из цветов, листьев и веток.  В аппликации, мы также используем мятую бумагу или салфетки. Из них получаются красивые сугробы снега, грибы, пушистые цыплята и овечки.

            Когда у каждого есть пластилин, начинается сказка. Я учу детей передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, дети  лепят рыбок, птиц стараясь передать их характерные особенности. Также мы лепим предметы по мотивам народных глиняных игрушек. Это петушки, к