Главная » Статьи » Мои статьи

Консультация для педагогов:

«Что такое изоэкология?»

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Довольно длительное время воспитывалось потребительское отношение к природе, стремление ее завоевать и улучшить по своему усмотрению. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали видны отрицательные последствия, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы, когда состояние среды обитания уже отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей. Всем людям, живущим на Земле, необходимо осознать реальное положение человека как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими видами. Кроме того, мы должны понимать ограниченность природных ресурсов, территорий, которые используем. Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены его ценностных ориентиров. Что меняют эти идеи в нашей с вами жизни? Мы должны соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. То есть, с одной стороны, должны быть учтены интересы людей, их желание создать для себя приемлемые условия существования, с другой — человеческие устремления следует ограничить рамками природных законов. Взрослым людям, воспитанным на потребительском отношении к природе сейчас очень трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Чтобы реализовать эти принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым мышлением.

Надежда — на подрастающее поколение, которое мы должны воспитывать по-новому.

Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе и позитивное отношение к природе, окружающему миру. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов.

 — Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе?

— Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, физическую, изобразительную, деятельности?  

                 Главная задача экологического воспитания в детском саду -  научить  детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить  детей  бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.  

                Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

                Изобразительная деятельность популярна среди дошкольников. С помощью рисования, аппликации, лепки, конструирования из природного материала ребёнок проявляет своё стремление к познанию окружающего мира, и по работам детей в определённой степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своём творчестве, тем богаче выразительнее их работы.

                 Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить обязательно эмоциональный, творческий характер.     Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, а следовательно, использовать в этом процессе образных выражений, сравнений, эпитетов, которые можно найти в поэтических произведениях. Яркие поэтические строчки можно подобрать ко многим предметам и картинам природы, которая вдохновляла творчество многих поэтов и писателей. Реальный мир и мир природы - это объекты искусства и творчества отражения его ребёнком в рисунках, лепке, аппликации.              

                Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим его на сбережение его богатств, вместе с тем заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности.
Особенно эффективно осуществляется это развитие, если оно начинается с раннего детства. Восприимчивость ребёнка в дошкольные годы известна. И влияние природы на формирование различных сторон личности малыша также широко известно. Природа возбуждает любознательность ребёнка, воздействует на его сенсорику и вызывает чувство прекрасного. Можно без преувеличения сказать, что наиболее полно ребёнок познаёт красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.

                В. А. Сухомлинский писал: “Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума и творчества”.

                Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. Но овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вырезать, а затем наклеить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей. Обогащать опыт детей наблюдениями окружающего, необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания. Всё это повышает интерес к природе, у ребенка происходит формирование любви к природе, умение чувствовать ее красоту, восхищаться ею и, конечно же, вызывает желание отражать её явления в своём творчестве.  Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что способствует повышению эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми, делает жизнь детей интереснее и содержательнее, эмоционально богаче, вызывает у них желание сохранить красоту природы. В связи с этим целенаправленные наблюдение с детьми объектов природы должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного, эстетического и экологического  познания. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность и наблюдательность.

                Изоэкология - это формирование у детей нравственно - экологического отношения к действительности и активизации их к творческой деятельности по законам красоты. Идея гармонизации отношения человека с природой включает в себя и эстетическую сторону: ознакомление детей с природой, а затем её отражение в изобразительной деятельности детей служат решению этой задачи.                                            

Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к растениям, животным, стремление не убивать, а преумножать и ухаживать за ними. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих рисунках большое количество образов, используют более разнообразные средства выразительности, используют различную технику выполнения работ. С детства, научившись понимать природу, ценить её, ребёнок, будучи взрослым, сможет испытать на себе её благотворное влияние. Изобразительная деятельность самих детей, поможет им закрепить и углубить пока элементарные, но нужные знания о родной природе, о месте и роли человека, живущего с ней в единстве.

ВЫВОД:

Если ребёнку задать установку нарисовать ”красивое”, то в большинстве случаев он будет рисовать природу, её явления и объекты. Это говорит о том, что для ребёнка очень значима природа, она составляет часть его.

Познание ребёнком-дошкольником окружающей природы должно осуществляться “по законам красоты”. Это зависит от педагога, который сам чувствует, понимает красоту природы и может передавать это детям. Необходимо обратить внимание детей на красоту и изменчивость колорита неба, окрашенного тучами заходящего солнца, волшебность заиндевелых деревьев в алых отсветах заката, нежность весенней только-только появившейся зелени травы, листвы деревьев, нежность первых весенних цветов и т. п.

 Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».

Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно, но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание окружающей действительности своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.      

                 Детство – это очень важная часть жизни человека, оно даёт так много впечатлений.  И они такие яркие, сильные, что оставляют след на всю жизнь. Ребенок, полюбивший  природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

                Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить  новое в уже известном и виденном.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Ylia1980 (26.12.2014)
Просмотров: 1227 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar